Когда ребенок учится играть на скрипке – он не просто выясняет технологию, как проводить воловьими жилами по металлическим струнам. Он обретает точность движений и абсолютный слух – ведь у скрипки нет клавиш или ладов, и чтобы получить ноту, надо с совершенной точностью поймать нужное положение пальцев на грифе. Он получает обостренное восприятие гармонии – которое когда-нибудь отразится и в восприятии цветов одежды, и понимании архитектуры, и построении речи.
Шахматист научается не только тому, что конь ходит буквой Г. Но умению видеть картину в целом – взаимодействие 32 фигурок на доске; сходив конем, не откроет ли он дорогу фигурам соперника? Он учится думать на несколько ходов вперед: если я так, а он так? А если я так, а он этак? А если я так, а он так, а я этак, тогда как он ответит? А если я вот сюда, то он через три хода мне мат поставит! А я лучше туда, и отдам слона, и если он возьмет, то я конем поставлю шах и слопаю ферзя…
Шахматист учится видеть отдаленные последствия, вставать на точку зрения другого человека и осуществлять перебор вариантов в условиях ограниченного времени. Иногда – очень ограниченного: в блиц-турнирах партия длится всего-то 10 минут.
И в семейной жизни нужно то же самое. Размышлять, осуществлять перебор вариантов, и главное, смотреть и думать, не ограничиваясь текущим моментом! Хотя бы на несколько ходов вперед!
Это называется – проактивный вид реакции.
Есть реактивный вид – представьте себе марионетку, которую дернули за веревочку, она руку вверх. Дернули за другую – ножку вниз. За третью – челюсть отклячила.
Мы часто действуем точно так же.
На нас рявкнули – и мы в ответ собачимся, как мухтар на цепи.
Нас похвалили – мы расплываемся как кисель по скатерти.
А есть проактивный тип реакции.
Когда муж рявкнул на ровном месте – а ты сосчитала до десяти и вспомнила, что у него колено болит уже неделю, и спросила: слушай, может, припарку сделаем, ты такой раздраженный, наверное из-за хвори?
Когда соседка похвалила твою безотказность – а ты не повелась на эту нехитрую манипуляцию, которую она в сотый раз проворачивает ради выпрашивания на опохмелку.
И думать, размышлять об отдаленных последствиях. И действовать с их учетом.
Сейчас я буду баловать сыночка – но через 3 года, или 10 лет, он потеряет самостоятельность, не научится принимать решения, его жизнь будет загублена, он не сможет реализоваться как личность. Хорошо ли будет от этого мне?
Сейчас я наору на мужа, но через месяц наши отношения ухудшатся, а через год разрушатся вообще.
Сегодня я настою на своем: будет так как я сказала, понял? А через год он с дивана будет вставать, только чтобы до пивного ларька сгонзать.
Стоит ли настаивать на своем, при учете этого отдаленного результата?
Детям стоит учиться музыке. Пусть уже изобрели караоке и все реже звучат песни под гитару. Но понимание гармонии на уровне внутреннего ощущения – даст ребенку огромный ресурс.
Подросткам стоит учиться шахматам. Пусть они не станут чемпионами мира – но научатся думать за другого человека, мыслить на несколько шагов вперед – и это обеспечит им колоссальное преимущество в жизни.
Людям стоит учиться психологии. Потому что у жизни есть законы! И они действуют независимо от того, знаем мы их или нет. Так же, как закон всемирного тяготения действует независимо от того, знаем мы его, верим ли в его существование или нет. Если ты выйдешь в окно 35-го этажа без парашюта – результат будет одинаковым в любом случае.
Я так и рассудила – что этому стоит учиться – когда начала писать статьи. Думаю, ну как писать о людях, если не понимаешь, что ими движет? И пошла учиться гештальт-психологии.
Это была одна из лучших моих инвестиций.
А о своих открытиях за десятилетия изучения человеков я вам еще не раз напишу…
P.S. В 35 я купила фортепиано и начала учиться музыке… А в 43 впервые взяла в руки краски…